Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что именно с периода ссылки декабристов, в Сибири начинается новый период в просветительской жизни. Декабристы, будучи высокообразованными, очень много полезного сделали для Российской империи даже тогда, когда они находились в самых страшных для любого человека условиях- на каторге, в ссылке, так как именно с периода ссылки декабристов в Сибири начинается новый этап в просветительской жизни.
Тема курсовой работы является значимой в общественном и научном плане.
Несмотря на тяжелые испытания, всевозможные препятствия со стороны властей, в Сибири декабристы не изменили своим идеалам и продолжали служить народу.
Среди проблем, изучаемых историками, большое значение имеет вопрос о пребывании декабристов в сибирской ссылке и о разнообразных формах их деятельности в Сибири. Главным образом, их деятельность по изучению местного края; не установлены с исчерпывающей ясностью и полнотой и самые размеры вклада, внесенного декабристами в познание страны, с которой на многие годы соединила их судьба. Существующие работы подвели лишь первые предварительные итоги, не раскрыв очень многих существеннейших сторон вопроса в целом.
Степень изученности темы. Литература, посвящённая декабристам, поистине огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Анализ исторической и философской литературы по проблеме декабризма способствовал пониманию и обоснованию места декабристов и их наследия в истории культуры России и сибирского региона.
Среди современных работ, посвященных исследованию коммуникативного поведения ссыльных декабристов в Сибири наиболее ценными являются труды A.C. Ахиезера, В.К. Кантора, И.В. Кондакова, И.В. Фаизовой, И.А. Худушиной, H.A. Хренова.
Цель работы: рассмотреть стратегии коммуникативного поведения ссыльных декабристов в Сибири.
Задачи:
1. Провести анализ взаимодействия ссыльных декабристов с сибирским дворянством.
2. Провести анализ взаимодействия ссыльных декабристов с крестьянством и купечеством Сибири как модели экономического поведения в сложных жизненных обстоятельствах.
3. Рассмотреть участие ссыльных декабристов в региональных образовательных проектах.
4. Рассмотреть участие ссыльных декабристов в научно-исследовательской и экспертной деятельности.
Объект исследования – ссыльные декабристы.
Предмет исследования – стратегии коммуникативного поведения ссыльных декабристов.
Хронологические и территориальные рамки исследования: в работе рассматриваются события, происходящие на территории Сибири. Хронологические рамки исследования определяются периодом ссылки декабристов в Сибири: нижняя граница – вторая половина 20-х годов XIX века; верхняя граница - середина 50-х годов XIX столетия.
Методы исследования:
1. Историко-генетический метод применялся с целью поиска изменений исследуемых процессов с течением времени, а также для установления причинно-следственных связей и закономерностей исторического развития исследуемых явлений.
2. Нарративный метод использовался для сбора фактов и их конструирования в единое целое.
3. Проблемно-хронологический метод позволил вести последовательное исследование исторических явлений.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников
Глава I. Ссыльные декабристы в системе сословной коммуникации сибирского социума
1.1. Взаимодействие ссыльных декабристов с сибирским дворянством как фактор сословной идентичности группы
Вопрос об отношениях Декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края является неотъемлемой частью сибирских декабристских исследований. Его разработка необходима, прежде всего, для более полного понимания круга и характера деятельности Декабристов в ссылке, ее влияния на социальное развитие края, на повышение уровня культуры и образования его населения.
Судьба Декабристов, поселившихся в Туруханске, была нелегкой, особенно Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина, прибывшего в Туруханск в 1827 году. Он и его брат Павел Сергеевич, члены Южного общества, принимали активное участие в сокрытии "Русской правды" - самого радикального программного документа Декабристов. Жестокость следствия, тюрьмы и ссылки вызвала у Н.С. Бобрищева-Пушкина психическое расстройство, которое особенно обострилось после его пребывания сначала в Троицком монастыре в Туруханске, а затем в Спасском монастыре в Енисейске. Только в 1831 году его перевели в Красноярск и поместили в больницу, где его состояние улучшилось. В 1833 году Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин прибыл в Красноярск после окончания срока каторги. Он снял квартиру в городе и взял с собой брата.
В 1828 году Семен Григорьевич Краснокутский был переведен из Верхоянска в Минусинск. Он был главным прокурором Сената и вступил в тайное общество из-за глубокой веры в необходимость ограничения монархии и уничтожения крепостного права. Несмотря на тяжелую болезнь (паралич ног), Краснокутский не утратил интереса к общественной жизни даже в ссылке. Будучи прекрасным знатоком государственного права, он постоянно оказывал помощь людям разных сословий по правовым вопросам.
С 1833 года Фонвизины Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна поселились в Енисейске. Михаил Александрович Фонвизин - виднейший деятель декабристского движения, сохранивший твердость своих убеждений до конца своих дней. В 1835 году Фонвизины переехали в Красноярск. Вокруг Декабристов, живущих в Красноярске, образовался круг прогрессивно мыслящих чиновников. Фонвизин, продолжая изучать историю освободительного движения в России, начал писать работу "обзор политической жизни в России". В 1836 году Михаил Фотиевич Митков прибыл в Красноярск с освобождением Декабристов, осужденных по второму разряду. После десяти лет тяжелого труда, когда его здоровье пошатнулось, он занялся метеорологическими наблюдениями. Такой работы в Красноярске еще никто не делал. Митьков регулярно отмечал температуру воздуха, давление, состояние звездного неба и так далее. Академик Купфер, неустанно работавший над развитием метеорологической науки в России, обработал и подготовил к публикации наблюдения Миткова. Работа декабриста была разослана по всем метеорологическим и астрономическим обсерваториям и ученым-естествоиспытателям.
Научную деятельность в губернии вел также декабрист Александр Иванович Якубович, живший в 1841-1845 годах в Енисейском уезде, в селе Назимове. Наблюдения Якубовича были использованы академиком А. Ф. Миддендорфом, который поместил их в книге "Путешествие на север и восток Сибири" и, несмотря на запрет, упомянул имя Якубовича в своих исследованиях.
В 1839 году, после тринадцати лет каторжных работ на Нерчинских рудниках и Петровском Заводе, Василий Львович Давыдов с семьей переехал в Красноярск. В. Л. Давыдов принадлежал к знатной, богатой и культурной семье, оставившей заметный след в русской истории, военном искусстве и литературе. Он был связан с героями войны 1812 года генералом Н.Н. Раевским, Денисом Давыдовым, с декабристами С. Н. Волконским и М. Ф. Орловым. В имении Каменка, под Киевом, собираются на митинги декабристы. А. С. Пушкин посетил Давыдовых в Каменке. Сам Василий Львович отличился как герой в Бородинском сражении, как адъютант Багратиона.
В. Л. Давыдов был членом Союза благоденствия, одним из руководителей Южного общества. Хотя он не принимал непосредственного участия в восстании, он был осужден в первом классе. Его жена Александра Ивановна одной из первых последовала за мужем в Сибирь. Вскоре после приезда Давыдовых в Красноярск из Каменки прибыл обоз со всем необходимым, в том числе и с большой библиотекой. Квартира Давыдовых стала центром культурной жизни города.
Брошенные в дикой и суровой стране, вынужденные по указанию царя "добывать себе пропитание своим трудом", ссыльные декабристы, конечно, должны были искать работу, которая не только обеспечила бы их в какой-то мере материально, но и позволила бы им вступить в общение с местным населением. Большинство Декабристов занимались хозяйственной деятельностью.
Михаил Матвеевич Спиридов, получив пятнадцать соток земли в окрестностях Красноярска, занялся земледелием и садоводством. Его небольшая образцовая ферма служила школой для местных фермеров, особенно популярен был сорт картофеля, выведенный декабристом и названный крестьянами "спиридовка".
Декабрист Петр Иванович Паленберг возделал табачные плантации в Шуше. Своим примером и советами он помогал крестьянам в земледелии. Александр Филиппович Фролов, поселившийся там, старался обучить крестьян передовой сельскохозяйственной технике, занимался плотницким и токарным делом, строил мельницу, оказывал медицинскую помощь населению.
Передовые, высокообразованные люди, гуманисты и декабристы будоражили патриархальную жизнь городов и деревень того времени, побуждали всех честных людей думать о социальных вопросах, критически относиться к существующему порядку. Неустанно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для формирования местной интеллигенции.
Время, к сожалению, не сохранило всего, что связано с пребыванием Декабристов на территории сибирского края, тем более важно сохранить все, что осталось до наших дней.
В Красноярске, на улице Мира, 67, есть старое здание-бывшее общественное собрание. Оно было построено в 1854 году по проекту единственного Сибиряка-декабриста Гавриила Степановича Батенькова. В Красноярском краевом краеведческом музее хранятся некоторые личные вещи, письма Декабристов. В Енисейске, в бывших кельях Спасского монастыря, где содержался Н. С. Бобрищев-Пушкин, есть музейная экспозиция, рассказывающая о жизни декабристов в годы ссылки.
В Минусинске сохранились и находятся под охраной государства дома Н.О. Мозгалевского и братьев Н. А. и А. А. Крюковых.
Далеко не всем декабристам удалось вернуться в Россию после Манифеста 1856 года. Одиннадцать человек навсегда остались на Енисейской земле. В советское время на могилах декабристов были установлены памятники.
В Назарове главная улица названа в честь декабриста А. П. Арбузова, в память о декабристах, живших в Красноярске, одна из улиц названа улицей Декабристов.
Во всех краеведческих музеях области имеются разделы выставок, посвященные пребыванию и деятельности Декабристов в ссылке.
1.2. Взаимодействие ссыльных декабристов с крестьянством и купечеством Сибири как модель экономического поведения в сложных жизненных обстоятельствах
По всей Сибири, от Березова, Кондинска до вод Охотского моря, с одной стороны, от пограничных крепостей с Китаем и Монголией до Якутска и Нижне-Колымска, с другой, были разбросаны места расселения Декабристов.
Интерес, проявленный к декабристам сибирскими крестьянами, не был временным, вызванным их лихорадочным и таинственным переселением в Сибирь. Он бессознательно поддерживался как самим правительством, так и многолетней жизнью крестьян с ссыльными на их родной земли.
Как только кто-нибудь из декабристов поселяется в назначенном месте ссылки, к ним вдруг прикомандируют казака для строгого надзора, или приезжает курьер и таинственным образом увозит Чернышева из Якутска, Толстого из Тунки, Кривцова из Туруханска. Либо в Пасхальную ночь жандармы нагрянут на Урлук и возьмут Лунина в Нерчинск, либо вдоль всего шоссе вдоль Лены чиновники особых поручений, либо жандармские офицеры, сделают нелепые и общие опросы, спрашивая, предпринимают ли декабристы какие-либо меры для восстания, ведут ли они агитацию среди населения и т. д.
Такие факты, нарушая монотонную, серую рутину хозяйственной деятельности крестьян, производили определенный эффект, заставляли крестьянина строить предположения, искать причины столь странных действий властей. Крестьянину было ясно, что ссыльных декабристов, вероятно, опасались как опасных для государственного строя. Все это заставляло крестьян внимательнее смотреть на жизнь декабристов, интересоваться ими, говорить о них.
Деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное и трудное поприще, достойное дела, за которое сложили головы их товарищи, как непосредственная работа среди населения, как общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как подготовка к светлому будущему Сибири и как продолжение борьбы с крепостным правом только другими путями, новыми средствами, выработанными на основе извлечения уроков из поражения восстания во время совместного пребывания в казематах.
Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и ее программы развития, декабристы стремились показать населению, Сибири и правительству России, что может дать этот богатый край при разумном и рациональном освоении его богатств и в каком направлении его следует использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать для подъема производительных сил края, от чего зависит улучшение материального положения трудящихся масс Сибири. Что нужно сделать, чтобы Сибирь могла сравняться и стать такой же развитой экономически и политически, как Соединенные Штаты Америки.
В казематный период жизни декабристы организовали первые экспериментальные площадки, где теория применялась на практике. Им удалось, несмотря на короткое лето, вырастить все виды овощей: цветную капусту, спаржу, дыни, арбузы, артишоки и т. д., которые не использовались среди местного населения или имели очень ограниченное распространение. Более того, жены декабристов активно участвовали в этой деятельности. Анненкова вспоминала: "между тем, когда мы приехали туда, никто из жителей не думал пользоваться всеми этими дарами природы, никто не сеял, не сажал и не имел ни малейшего представления ни о каких овощах. Это заставило меня ухаживать за огородом, который я возделала возле своего дома. Потом другие занялись садоводством."
После обоснования в поселении деятельность декабристов становится более разносторонней. Те из них, кто еще в каземате избрал земледелие предметом своей будущей деятельности, с выходом на поселение стали организовывать образцовые хозяйства, устраивать с ними всевозможные опыты." ... выявить, - вспоминал Завалишин, - что край может произвести, если применить к нему рациональную систему исследований и действий."
В 1836 году большая часть Декабристов была освобождена из Петровского каземата и расселена, главным образом